Конечно, каждый родитель верит, что его ребёнок «самый-самый». Самый умный, самый сообразительный, самый артистичный. Да что там греха таить – просто гениальный. В это тем более хочется верить потому, что мы живём в век конкуренции, когда считается, что побеждает тот, кто знает больше и больше умеет. На самом же деле, уверяют психологи, ключ к будущему успеху ребёнка лежит вовсе не в хорошей учёбе и разносторонних знаниях. В чём же? В реалистичных ожиданиях его родителей!
«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота»
Сейчас стало модно иметь всесторонне развитого ребёнка-вундеркинга. При этом лишь немногие задумываются, какой ценой достаётся ребёнку такая»гениальность». Так ли уж страшно иметь «обычного» ребёнка? Особенно если этот ребёнок весел, здоров, счастлив, у него много друзей. Пусть даже он не так уж хорошо учится, не умеет танцевать, и трудно угадать, что именно он нарисовал на своём рисунке.
По мнению экспертов, только 5 % детей являются по-настоящему одарёнными – и, как правило, только в какой-либо одной области. Остальные – обычные дети, более или менее развитые, но от этого не менее замечательные. К несчастью. Многие родители не хотят иметь «обычного» ребёнка. И вот мы несёмся со своим дитём из одной секции в другую и превращаем ребёнка в ходячее «резюме» – подтверждение нашей собственной состоятельности. Успех ребёнка свидетельствует об успехе родителей. А ребёнок начинает думать, что ничего из того, что он делает, не удовлетворяет родителей. Так появляются неврозы и комплексы.
Сами родители тоже находятся под немалым прессингом: ежедневно с экранов телевизоров и страниц журналов им твердят, что нужно делать, чтобы развить интеллект, память, речь ребёнка, вырастить гения и т. д. и т. п. Родителям некогда просто пойти с ребёнком на прогулку, полюбоваться осенней природой и покормить голубей. Зачем, когда за это время ребёнок может выучить 50 новых английских слов?
Как «отпустить поводья»:
1. Поймите, что «обычность» – это норма. Не надо чувствовать свою вину в том, что все друзья вашего ребёнка посещают художественную школу, а он – нет. Если у вашего ребёнка есть художественный талант, он проявит себя рано или поздно, и тогда будет смысл заводить речь о художественной школе.
2. Существует много видов одарённости. И таланты ребёнка не обязательно проявятся в школе или секции. У вашего ребёнка могут быть способности и любовь к садоводству, дизайну, обращению с животными, лидерству в среде сверстников и др. Это тоже полезные способности и навыки, но им не обязательно посвящать всё свободное время ребёнка.
3. Думайте в перспективе. Действительно ли вашему ребёнку пригодится в жизни то, чему его обязывают учиться? Не всем дано стать всемирно известными музыкантами или художниками. Если талант есть, он обязательно проявится в раннем детстве. Эйнштейн, например, учился в школе из рук вон плохо.
4. Предоставьте ребёнку право решать самому. Пусть ребёнок сам или с помощью ваших подсказок и советов выберет, чем ему интереснее заниматься в свободное время. Только пусть это время действительно будет свободным, а не за счёт общения с друзьями, прогулок, любимых игр.
Но быть может, именно ваш ребёнок – гений?
Вот некоторые ранние признаки, которые могут свидетельствовать об особой одарённости школьника.
Итак, есть вероятность, что ваш ребёнок может быть гением, если он:
- быстро учится и легко запоминает новую информацию;
- кажется более зрелым для своего возраста;
- имеет большой словарный запас или уже самостоятельно читает;
- не признаёт авторитетов;
- экспериментирует при решении какой-либо проблемы;
- предпочитает друзей более старшего возраста;
- необычайно чувствителен;
- проявляет интеллектуальное любопытство;
- проявляет сострадание к людям и животным;
- любит головоломки и цифровые загадки;
- ему быстро наскучивает однообразная деятельность.