2. Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому. Это очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребёнок испытывает затруднения, помогите ему ( по принципу «горячо-холодно»). Если вы видите, что ваш малыш увлечен работой, – отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
3. Длительность занятий с ребёнком в первом классе не должна превышать 15-20 минут. В общей сложности за день время занятий не должно превышать 60 мин.
4. При тренировке чтения желательно, чтобы ребёнок читал по 15-20 минут, но каждый день то же касается письма.
5. Не заставляйте ребёнка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро устаёт и писать будет всё хуже. Утомительный монотонный труд только отваживает от учения.
6. При письме важно, чтобы ребёнок проговаривал звуки слова. Пусть он бубнит – это полезный навык на начальном этапе обучения письму и дополнительная гарантия, что он не напишет в букве лишнюю «галочку».
7. Позвольте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно: некоторые дети даже в первом классе всё ещё недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребёнку научиться играть. Стимулируйте своего ребёнка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах, например, игру «в школу».
Для тренировки определённых способностей полезно упражняться с ребёнком в неспецифической (т. е. не связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения создают базу для развития школьных навыков и могут применяться кА до школы, так и во время обучения.
В этом случае важно, чтобы у ребёнка сохранялся интерес к этим упражнениям. Старайтесь разнообразить их форму, придумывать игровые элементы. Если ребёнок не хочет больше играть в «игру», не настаивайте. Предложите ему другую. Помните, что в любой игре важно ваше участие.
Педагогический опыт и исследования психологов показывают, что успешно приспосабливаются те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами» или ролевые игры. Это такие игры, как «Дочки-матери», «Магазин» и т. п. Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям следует обратить внимание на игру своего ребёнка.
Если ребёнок не умеет или не любит играть с ребятами или в игре всегда предпочитает более «выгодные» роли – скажем, в игре «Дочки-матери» девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с другими детьми, переиначивает по-своему вплоть до конфликта сюжет игры, – это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам.
В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить играть своего ребёнка: поиграйте с ним сами.
Дети часто просят родителей поиграть с ними: старайтесь не отказываться, покажите своему малышу, как надо играть. Вспомните, каким насыщенным играми было ваше детство1 наши дети и не подозревают о том, какие раньше были игры. Важно при этом, чтобы малышу ваша игра тоже была интересна.
Ролевые игры не только формируют у ребёнка умение управлять своими «хочу» и «надо», что и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого.